Развиваем понимание речи взрослого и активизируем речь ребенка
Развивайте у ребенка понимание простых движений и подражание им: «Ладушки», «дай ручку», «до свидания». Когда вы играете с какой-нибудь сюжетной игрушкой, разыгрывайте маленькие театральные сценки. Можете производить действия с ней и называть их. К примеру, вы берете игрушку-кошку и говорите: «Киска «мяу-мяу», киска пришла, ушла, спряталась, появилась, упала, побежала». Затем то же самое может «сделать» любая другая игрушка: собачка, самолет, машинка. Разумеется, со своей разницей в действиях Имейте в виду, что лучше использовать одновременно и проговаривать с самого начала название предмета и те звуки, которые он производит. Всегда сочетайте полное название предмета и короткое. Это связано с тем, что потом, номере взросления, малышу будет легче воспринимать и использовать полное слово.
Представление об игрушках можно расширять, поскольку ребенок начинает воспринимать детали. Это значит, что на тех игрушках, которые изображают некие живые существа: петрушка, поросенок, матрешка, мишка, — можно показывать и называть «глазки», «носик», «голова», «ручки-ножки». Одновременно при этом показывайте эти части тела сначала на малыше, а потом на себе. Затем, через некоторое время, вы можете задавать ребенку вопросы на эту тему: «Где у собачки глазки, носик, ушки, хвостик?» Также спросите: «А где у (имя) ротик, носик, глазки, улики?» И »А покажи, где у мамы ротик, носик, глазки, ушки?»
В своей речи, рассказывая о различных предметах, активнее используйте краткие диалоги, как вопросы и ответы: «Что это?» — «Машинка», — «Как она гудит?» — «Би-би».
Предложите воспроизвести звукосочетания и слова, называя Игрушку и действия с ней («дай», «иди».#бах», «упала»). Обязательно произносите и полное, и облегченное названия игрушки: «машина би-би». «собачка ав-ав». Вместе с тем речевое развитие ребенка становится активнее, уже отчетливо слышите, как он произносит а-да-да-да, а-та-тш, а-ма-ма-.ма, а-па-па-па и т. д. Если вы до сих пор активно использовали соску-пустышку, сейчас лучше от нее начать отказываться на время бодрствования или во время сильного возбуждения. Иначе ребенок позднее овладеет активной речью — у него просто занят рот, и он не может повторять за взрослым звуки и слоги. Устраивайте традиционную «перекличку», повторяя те звуки и слоги, которые ребенок сейчас сам постоянно произносит. Чтобы настроить его на подражание, склонитесь над ним, чтобы вида! ваше лицо, мимику и рот. И попробуйте пообщаться с малышом на его «языке», чередуя разные интонации и говоря с зной громкостью. Сначала повторяйте звуки, которые он уже освоил, а затем добавляйте новые: на-на, та-та, га-га-га, да, ка-ка, |»дэ-дэ. Произносите слоги то коротко по отдельности, то нараспев и вместе, перекликаясь в диалоге. Попробуйте привлечь ребенка к совместным действиям с помощью слов. Учите его реагировать на слова, которые раскрывают смысл действия, например: дай, возьми, положи.
Самое простое слово «дай». Когда играете с ребенком, просите его дать вам игрушку, которая в этот момент находится у него в руках А отдавая ее, говорите: «На!»
|